Искушениям подвергается практически каждый человек, который занимается благотворительностью. Почти всегда примешивается к милосердным поступкам какой-нибудь зловредный элемент. Что-то из списка наверняка было и у вас.
Но сначала небольшая вводная история. Умирал молодой парень. Сделать было уже ничего нельзя – оставалось только смиренно ждать. Он тихо угасал, уже не нуждался в чем-то особенном, только в обычном для тяжелобольного уходе: покормить, попоить, совершить гигиенические процедуры. Мама тихо плакала и валилась с ног от усталости и отсутствия сна уже на протяжении суток.
О беде узнали прихожане местного храма и те, кто имел отношение к медицине и сестринскому делу оперативно организовали у больного дежурства. День и ночь несколько благородных людей трудились у постели больного. Татьяна, прихожанка храма, долго не решалась навестить умирающего, ведь она близко не знала его. Он однажды все же постучалась в его дверь. Она ожидала попасть в тишину, но вместо тишины и покоя девушка попала будто в прифронтовой госпиталь. Несколько женщин и девушке бегали вокруг больного парня, одна держала в руках банку с желтой жидкостью. «Мы пописали!» — радостно заявила она. Молодой доктор сидел за столом и что-то записывал в тетрадь толщиной с томик сочинений Пушкина – история болезни.
Остановившись на пороге комнаты умирающего Татьяна обомлела. Он лежал абсолютно обнаженный, в его пустых глазах не было уже ничего, едва ли можно было уловить печальные нотки сожаления или ожидания. Таня отвела глаза. На спинке кровати висел температурный лист. «А сейчас температуру мерять будем» — пролепетала одна из «сиделок».
С языка сорвалось «НО ЗАЧЕМ?! Будьте милосердны! Имейте уважение!». Захотелось добавить «хотя бы к смерти», но сдержалась. Одна из сиделок взорвалась: «Считаешь, что мы тут не милосердны? А кто же тогда, ты?». Потом мы долго не говорили. Тот парень умер спустя пару недель. За несколько дней до смерти приход смог собрать денег на профессиональную сиделку. Первым делом та выгнала из квартиры всю «бригаду», а вторым тихонечко накрутила валиков из ваты и уложила на них пятки больного.
Это невыдуманная история и очень грустно, если читатель уловил здесь нотку осуждения. Как так, люди заботились об умирающем, не жалели сил и времени, жертвовали личными делами. Это отличная иллюстрация того, что доброделание и милосердие почти никогда не обходятся без искушений и психологических «побочных эффектов».
«Тщеславие – само собой». Комментарии тут излишни. Правая рука, не знающая, что творит левая – есть евангельский идеал, ориентир, без которого легко потеряться. Достичь этого идеала сложно, но стремиться к нему, вспоминать о нем всякий раз, когда чувствуешь приятное тепло в душе от доброделания – необходимо.
Отсутствие чувства меры. Это чувство, когда человек хочет «задушить» всех в собственной действенной любви. Там, где его попросят помыть пол – он и окна надраит и новые занавески из дома принесет, не учитывая факт, что это может быть ненужным. Такие состояния обычно свойственные неофитам. В примере с окнами и занавесками все просто. Человек потратит на это время и силы, а через день увидит, что были вставлены металлопластиковые стеклопакеты и закуплены жалюзи. Оказывается, не зря просили помыть только пол, не трогая окна.
Упадок сил. На поприще милосердия надорваться очень просто. И не только неопытному человеку. Без самопожертвования и самоотречения невозможно делать добрые дела. Но вместе с этим легко и вовсе забыть о себе, не чувствовать усталости. Такая тяжелая работа, казалось бы, придает энергии, помогает творить, но это обманчивое ощущение. Закон сохранения энергии распространяется и на волонтеров, даже самых жертвенных и благородных. Только вот в один прекрасный день здоровье может подкачать. Организм скажет «Стоп. Не могу больше» и возможно человек уже больше никогда не захочет вернуться к этой работе.
Трудоголизм. Да, это немного похоже на алкоголизм. Грань между добросовестностью и полной самоотдачей (трудоголизмом) можно определить с помощью простенького теста. Если вы думаете о деле постоянно, испытываете удовлетворение только от него, а будучи заняты другим (даже отдыхом) – чувствуете вину, ваш круг общения ограничен только коллегами и вы не интересуетесь ничем другим – вы явно трудоголик. Это действительно зависимость и с ней нужно что-то делать. Для начала – взять таймаут.
Депрессия. Жизнь среди страданий, трагедий, напряжений и отсутствия видимых результатов, нехватка времени на общение с семьей, увлечения – это все приводит к депрессии. А депрессия – это не просто плохое настроение, а настоящее болезненное состояние души. Лекарства просты – храм и молитва.
Цинизм. Человеческая психика – хитрый механизм и в отличие от тела она сама умеет о себе позаботиться. Если психика не может переварить большую порцию людского горя – она начинает сопротивляться. Если не начинает – то в какой-то момент у человека случается нервный срыв. Цинизм, черный юмор, полное спокойствие – это все позволяет держаться на плаву, но в то же время тянет ко дну. Лечение – обсуждение происходящего с коллегами, анализ своей работы и конкретных случаев, разбор трудностей, то есть «переваривание» всех тяжестей.
Глухота. В какой-то момент мы перестаем слышать других и даже самих себя. Одна девушка, работающая со стариками, то и дело отключалась в середине разговора. На вопросы окружающих отвечала невпопад, кивала головой и будто не слышала. Очнувшись от этого состояния, отвечала: «Простите, я привыкла со своими бабульками. Больше трех фраз подряд не могу воспринимать».
Комплекс полноценности. Люди занимаются волонтерством по своему желанию. И только так. Но иногда, у некоторых волонтеров возникает пренебрежительное отношение ко всем, кто не вовлечен в эту деятельность. Ведь «как можно не помочь? почему все такие равнодушные?». Благотворительная работа каким-то образом выделяет человека из толпы (каждый член которой чем-то занят, возможно, очень благородным и полезным). Собственная миссия кажется самой важной на белом свете. Тут важно понять, что у человека свободная воля. И он сам выбирает что делать.
Ревность. Удивительно, но между людьми, занятыми «милосердным трудом» не редко царит ревность. Люди, посвятившие себя одному и тому же благородному делу, могут быть не дружны, принадлежа различным благотворительным организациям. В борьбе за пожертвования, партнеров, благотворителей и прочее они вовсе забывают о решении самой проблемы.
Иллюзия всемогущества. Когда мы помогаем людям, создается ощущение, что мы вершим судьбы и можем все. А если что-то идет не так – то и вина в этом только наша. Это обман. Человек действительно может многое, но на ВСЕ способен только Господь Бог. И судьба людей в его руках, а не в наших. Не православный психотерапевт Бюдженталь в одном из учебников по психотерапии, перечисляя главные качества, которыми должен обладать психотерапевт, на первое место неожиданно ставит «глубочайшее смирение». Это можно отнести ко всем, чья цель – помощь людям. Мы можем сделать все, что от нас зависит, но должны помнить, что мы не всемогущи.
По материалам портала miloserdie.ru