Есть благочестивая традиция – во время поста особенно сосредотачиваться на добрых словах и делах. Пост – время для того, чтобы всмотреться в себя, в то, как ты взаимодействуешь с окружающим миром. Не у каждого находятся силы и время на большие дела. Но разве это повод не делать дел малых?
Казалось бы, чего проще: вот идешь по городу, видишь просящего милостыню – подай ему, сколько можешь.
Тут есть повод задуматься, всмотреться в ситуацию. Мой знакомый гражданский активист, говорит, что никогда не подает нищим деньги, но старается по мере возможности предложить им другую помощь: купить в магазине продукты (не алкоголь), поделиться лишней одеждой, направить туда, где могут оказать более серьезную помощь.
Понятно, что большинство из нас, как говорится, не находят ресурсов для этого. И не всегда это равнодушие – просто мы спешим по насущным делам, на долгие разговоры с незнакомцами нас редко хватает. Но подать монетку или бумажную купюру просящему нам кажется посильным участием.
Серьезных аргумента против такой помощи два. Первый: деньги могут быть потрачены человеком на алкоголь, что только ухудшит его обстоятельства. Второй аргумент действителен для больших городов: большое количество просящих милостыню вольно или невольно работают на мафию, которая забирает себе значительную часть их доходов.
Но когда в наших душах шевелится нечто, похожее на сострадание, мы реагируем прежде всего на облик просящего. Для нас очевидно, что какие бы ни были у этого человека проблемы с алкоголем и криминальными структурами, он, скорее всего, не ряженый, его внешний вид говорит о его образе жизни. Оборванный и мутноглазый бездомный, старушка в старом пальто, потупившая взгляд от неловкости положения – стоят часы напролет в подземных переходах или на улице. Вот инвалид, курсирующий по электричкам. Да мало ли кто еще.
Как бы они ни тратили свой доход, какую бы часть ни отдавали «братве», будни их в любом случае не благополучны. Каждый раз, выходя из дома, я знаю, что, вероятно, встречу кого-то из этих неустроенных людей. В момент встречи размышления о государстве, забывшем о своей обязанности решать подобные проблемы системно, будут не очень уместны – при всей их обоснованности. Вот здесь и сейчас стоит человек, просит милостыню. Как можно хоть чем-то облегчить его жизнь?
- Дайте ему не деньги, а еду. У вас не займет много времени, зайдя вечером в магазин, купить лишнюю буханку хлеба, лишний десяток яиц, килограмм яблок, дома яйца сварить, яблоки помыть, а хлеб чаще всего вы покупаете уже нарезанным – просто разложите по паре ломтиков в маленькие полиэтиленовые пакеты. 3-4 набора из яйца, яблока и пары ломтиков хлеба не будут тяжелой ношей, когда следующим утром вы отправитесь на работу. Если и вышеупомянутые манипуляции с продуктами слишком сложны, купите конфет – их не надо ни мыть, ни варить.
Такой вот простой способ обратить на человека внимание, порадовать его, поддержать его хоть как-то на его жизненном пути. И да, на еду вряд ли польстится «братва».
Допускаю, что найдутся философы-прагматики, которые и в этом плане найдут изъян – дескать, если все начнут так делать, нищие окажутся заваленными едой, которую будут выбрасывать. Но если подобный способ благотворительности окажется столь массовым, тогда и задумаемся о новой проблеме и способах ее решения. И да, критика вашей инициативы спросите, подает ли он сам нищим хотя бы даже и мелкие монеты.
2. Также вы можете подсказать человеку куда обратиться в его ситуации. Например, где могут помочь восстановить документы, дать жилье или накормить.
Например, служба «МИЛОСЕРДИЕ-на-Дону» организует бесплатные горячие обеды каждое воскресенье в 14:00 в районе Днепровского рынка (Вятская 39).
Кто знает, возможно, обрисовав человеку перспективу получить не только еду и одежду, но и восстановить документы, и вообще социально реабилитироваться, вы подтолкнете его к уходу от отношений с криминальными структурами, к другим положительным переменам.
Один маленький человек может не так уж много. Должен ли он смущаться этим? Едва ли. Если каждый сделает хотя бы возможную для него малость (даже не совершая каких-то подвигов), мы будем жить в мире, в котором зло не исчезнет совсем, но у каждого будет гораздо больше возможностей для борьбы с ним – даже если эта борьба происходит в потемках наших измученных душ.