pic_1364561772

Есть благочестивая традиция – во время поста особенно сосредотачиваться на добрых словах и делах. Пост – время для того, чтобы всмотреться в себя, в то, как ты взаимодействуешь с окружающим миром. Не у каждого находятся силы и время на большие дела. Но разве это повод не делать дел малых?

Казалось бы, чего проще: вот идешь по городу, видишь просящего милостыню – подай ему, сколько можешь.

Тут есть повод задуматься, всмотреться в ситуацию. Мой знакомый гражданский активист, говорит, что никогда не подает нищим деньги, но старается по мере возможности предложить им другую помощь: купить в магазине продукты (не алкоголь), поделиться лишней одеждой, направить туда, где могут оказать более серьезную помощь.

Понятно, что большинство из нас, как говорится, не находят ресурсов для этого. И не всегда это равнодушие – просто мы спешим по насущным делам, на долгие разговоры с незнакомцами нас редко хватает. Но подать монетку или бумажную купюру просящему нам кажется посильным участием.

Серьезных аргумента против такой помощи два. Первый: деньги могут быть потрачены человеком на алкоголь, что только ухудшит его обстоятельства. Второй аргумент действителен для больших городов: большое количество просящих милостыню вольно или невольно работают на мафию, которая забирает себе значительную часть их доходов.

Но когда в наших душах шевелится нечто, похожее на сострадание, мы реагируем прежде всего на облик просящего. Для нас очевидно, что какие бы ни были у этого человека проблемы с алкоголем и криминальными структурами, он, скорее всего, не ряженый, его внешний вид говорит о его образе жизни. Оборванный и мутноглазый бездомный, старушка в старом пальто, потупившая взгляд от неловкости положения – стоят часы напролет в подземных переходах или на улице. Вот инвалид, курсирующий по электричкам. Да мало ли кто еще.

Как бы они ни тратили свой доход, какую бы часть ни отдавали «братве», будни их в любом случае не благополучны. Каждый раз, выходя из дома, я знаю, что, вероятно, встречу кого-то из этих неустроенных людей. В момент встречи размышления о государстве, забывшем о своей обязанности решать подобные проблемы системно, будут не очень уместны – при всей их обоснованности. Вот здесь и сейчас стоит человек, просит милостыню. Как можно хоть чем-то облегчить его жизнь?

 

  1. Дайте ему не деньги, а еду. У вас не займет много времени, зайдя вечером в магазин, купить лишнюю буханку хлеба, лишний десяток яиц, килограмм яблок, дома яйца сварить, яблоки помыть, а хлеб чаще всего вы покупаете уже нарезанным – просто разложите по паре ломтиков в маленькие полиэтиленовые пакеты. 3-4 набора из яйца, яблока и пары ломтиков хлеба не будут тяжелой ношей, когда следующим утром вы отправитесь на работу. Если и вышеупомянутые манипуляции с продуктами слишком сложны, купите конфет – их не надо ни мыть, ни варить.
7057220

Такой вот простой способ обратить на человека внимание, порадовать его, поддержать его хоть как-то на его жизненном пути. И да, на еду вряд ли польстится «братва».

Допускаю, что найдутся философы-прагматики, которые и в этом плане найдут изъян – дескать, если все начнут так делать, нищие окажутся заваленными едой, которую будут выбрасывать. Но если подобный способ благотворительности окажется столь массовым, тогда и задумаемся о новой проблеме и способах ее решения. И да, критика вашей инициативы спросите, подает ли он сам нищим хотя бы даже и мелкие монеты.

      2. Также вы можете подсказать человеку куда обратиться в его ситуации. Например, где могут помочь восстановить документы, дать жилье или накормить. 

Например, служба «МИЛОСЕРДИЕ-на-Дону» организует бесплатные горячие обеды каждое воскресенье в 14:00 в районе Днепровского рынка (Вятская 39). 

Кто знает, возможно, обрисовав человеку перспективу получить не только еду и одежду, но и восстановить документы, и вообще социально реабилитироваться, вы подтолкнете его к уходу от отношений с криминальными структурами, к другим положительным переменам.

1425144780_home2

Один маленький человек может не так уж много. Должен ли он смущаться этим? Едва ли. Если каждый сделает хотя бы возможную для него малость (даже не совершая каких-то подвигов), мы будем жить в мире, в котором зло не исчезнет совсем, но у каждого будет гораздо больше возможностей для борьбы с ним – даже если эта борьба происходит в потемках наших измученных душ.